Воспитание детей.

1. Не вступайте в драки своих детей. Попросите детей драться в дальней комнате, ванной, где их не видно и не слышно. Когда они затихнут, то зайдите и сделайте вид, что у Вас в этой комнате дела. Ничего не говорите. Дети поймут причину вашего молчания.


2. Не защищайте ребенка, который «слабый». Такой ребенок часто провоцирует других детей, чтобы родители лишний раз обратили на него внимание, заступились за него. Вмешательство родителей может усиливать соперничество между детьми, усиливать пренебрежение по отношению к «слабому» ребенку.


3. Не мешайте супругу (ге) воспитывать детей по-своему.

Так вы подчеркиваете его несостоятельность и ребенок быстро научится использовать одного родителя против другого в своих интересах. Найдите способ не вмешиваться.


4. Не читайте длинных нотаций. Дети их «не слышат» и перестают на них реагировать. В разных ситуациях надо действовать. Не объяснять, что это нельзя, а показать, как нужно.

5. Не проявляйте чувство жалости к ребенку. Ребенок может сам начать испытывать к себе жалость. Жалость снижает уверенность в себе и вызывает чувство неполноценности. Покажите ему, что верите в него, его способность справляться самостоятельно.

6. Не ставьте перед ребенком нереальных целей. Ребенок может посчитать, что не способен оправдать ожиданий родителей, и откажется от попыток действовать. Выражайте поддержку его усилиям. Хвалите даже за самые незначительные достижения.


7. Не критиковать. Дети не становятся лучше благодаря постоянной критике.

Делайте упор на положительные качества ребенка, а не отрицательные. Одобряйте ребенка, чтобы он не боялся совершить ошибки и не переставал действовать.


8. Не поощряйте стремление ребенка сплетничать про других . Это учит его возвышаться за счет других. Скажите, что вы не одобряете сплетен.


9. Не делайте за ребенка того, что он может делать сам. Вы подрываете уверенность в его силах. Ребенок начинает думать, что всегда найдутся люди, которые будут делать за него. Делайте за ребенка только тогда, когда очень торопитесь.

10. Не используйте телесных наказаний. Наказание – форма борьбы за власть в семье. Ребенка учат логической связи: поступок – его последствия. Такая методика будет эффективной, если перестроить систему взаимоотношений с: не борьба, а партнерство.

11. Не заставляйте ребенка повиноваться. Ребенок может приучиться повиноваться только при сильном давлении. Обсудить ситуацию с ребенком. Предложить варианты взаимодействия. Обсудить логические последствия на случай, если ребенок нарушит соглашение.


12. Выбирайте формулировки для поощрения. Не хвалите часто ребенка. Он может начать думать, что он плохой, если его не похвалили. Не хвалите самого ребенка, а отмечайте то, что он сделал:

- Мне нравится, что ты ….


13. Не позволяйте ребенку диктовать свои условия. Диктат учит ребенка приказывать и ожидать подчинения. Родители изначально сами выбрали роль подчиненных. Им надо менять свою роль.


14. Не напоминайте постоянно ребенку, что ему надо делать. Это подкрепляет его желание постоянной заботы от родителей. Скажите ребенку 2-3 раза, что вы хотите от него. Если не слушается, то используйте логические последствия. Нужны действия, а не слова.


15. Не ходите в школу, чтобы защитить своего ребенка.

Ребенок подумает, что школа, учителя и дети настроены против него. Приходите в школу, чтобы разобраться в ситуации. После объясните, что он сам способен решать свои проблемы в школе. Вы готовы с ним обсуждать, как лучше это делать. Но решить проблему – это его обязанность ребенка .


16. Не готовьте пищу ребенку отдельно. Отказ от пищи – попытки наказать родителей или заставить их уступить. Он может, есть или не есть – это его дело. Объясните, что отдельной пищи и перекусов не будет. Важны доброжелательность и последовательность.


17. Не требуйте, чтобы ребенок сразу после просьбы прекратил делать. Дайте ему возможность досмотреть фильм, дочитать страницу, доиграть… Ребенок не собака. Он не должен немедленно подчиняться командам.


18. Не потакайте ребенку. Ребенок сам не знает границ дозволенности. Он быстро учиться манипулировать и ждет, что ему будут уступать. Родители должны быть последовательны. Сказав: «Нет», они не должны отступать. Уступая, они признают, что ошиблись в видении ситуации.


19. Не платите ребенку за выполнение домашних обязанностей. Ребенок решит, что ему за все должны платить. Оплата лишает ребенка радости принимать участие в совместных домашних делах. Пусть он вносит свою долю в общее дело, а деньги на карманные расходы получает независимо от выполнения поручений.

20. Не отдавайте предпочтения кому-то из детей. Ребенок теряет ориентиры. Этим нарушается принцип равноправия и создаётся почва для возникновения обид и чувства несправедливости.


21. Не умоляйте чувство собственного достоинства ребенка. Всегда относитесь к ребенку с уважением, обращайтесь с ним с той же степенью вежливости и предупредительности, как и с взрослым.

22. Не отказывайте ребенку, если он хочет помочь.

Родители не приучают ребенка осознавать приносимую им пользу. Они приучают чувствовать его неполноценным и неподготовленным. Ребенок может утратить веру в свои силы. Он не будет предлагать свою помощь. Позже он может отказать от своих обязанностей.

23. Не потакайте упрямству ребенка. Упрямство убедит ребенка, что если он будет долго настаивать на своём и ныть, то добьётся своего. Родители и дети учатся партнерским отношениям. Ребенок должен понять, что упрямство – неэффективное средство.


24. Не давайте детям прозвищ. Это способствует развитию чувства неполноценности и служит примером для общения с другими людьми. Ребенок во многом копирует своих родителей.


25. Не следуйте двойному стандарту. Если родители настаивают, чтобы ребенок зря не тратил время, проводя его у экрана телевизора, то и сами не должны смотреть телевизор часами.


26. Не относитесь с пренебрежением к общепринятым правилам. Ребенок, который не привык к порядку и не научился каким-то повседневным домашним обязанностям, может столкнуться с трудностями при адаптации к школьной жизни. Родители сохраняют все общекультурные навыки и демонстрируют своему ребенку.

27. Не отстраняйтесь от ребенка после «плохих» поступков. Отвергайте только поведение ребенка, а не его самого. Он всегда должен чувствовать, что его любят. Говорите, что не все его поступки нравятся и будут не замечены родителями.


28. Будьте доброжелательны, проявляя твёрдость в отношении ребенка. Больше улыбаться. Демонстрировать веру в способности ребенка.


29. Не лгать ребенку и не учить его лжи. Ребенок может научиться тому, что вовремя солгать – выгодно. Он будет лгать, когда потребуется. Например, родители говорят: «Возьми трубку и скажи, что меня нет дома» или «Напишем в школу, что ты заболел» и пр. Родители могут оказаться жертвой собственных ошибок в воспитании.


30. Не запрещайте ребенку приводить домой друзей. У ребенка появится чувство, что он не равноправный член семьи. Это вредит развитию социального интереса. Поговорите с друзьями ребенка и обсудите с ними правила поведения.


31. Не давайте обещаний, если не можете их выполнить. Нарушая обещание, родители учат ребенка тому, что к обещаниям можно несерьезно относиться.


32. Не проявляйте гиперопеку. Так прививают ребенку страх перед риском, лишают его нового опыта и ощущения независимости. Пусть ребенок делает то, что он может. Пусть определяется сам: ехать ли на прогулку.

33. Не сидите рядом с ребенком, заставляя делать его домашние задания. Так родители берут ответственность на себя за его выполнение. Ответственность за школьные дела должна лежать на ребенке. Родители могут что-то объяснять. В сложных случаях – нанять репетитора.


34. Не завершайте похвалу словом «но…». Так внушают ребенку, что он ни с чем не справляется хорошо. Он может отказаться от дальнейших попыток справляться со своими обязанностями. Он выглядит отстраненным от своих родителей, которые вечно всем недовольны: им невозможно угодить.


35. Не выбрасывайте вещи своего ребенка. Такими поступками родители демонстрируют пренебрежительное отношение к правам своего ребенка. Он начинает думать, что не является равноправным членом семьи. Любые попытки провести ревизию надо обсудить и согласовывать с ребенком.


36. Не стыдитесь перед ребенком признать свою ошибку. Родители, которые никогда не признаются в своих ошибках, внушают ребенку, что и он тоже никогда не должен совершать ошибок.


37. Не хвастайтесь тем, как можно перехитрить другого человека. Ребенок может придти к выводу, что для победы можно использовать любые средства.


38. Не бойтесь спрашивать совета у ребенка. Ребенок будет думать, что родители доверяют его суждениям, ценят его, считают равноправным партнером.


39. Не проявляйте чрезмерного любопытства, заглядывая в ящики и карманы ребенка. Такие действия – демонстрация неуважения к собственности ребенка. Родители вынуждают его тщательно прятать свои вещи. При таких проверках ребенок может обидеться на родителей.

40. Постарайтесь всегда найти время для совместных игр. Когда родители играют со своими детьми, их отношения укрепляются. Каждый день следует уделять несколько минут тому, чтобы выслушать своих детей, немного с ними отдохнуть и повеселиться.

41. Не подавайте ребенку еду, если он пришел к столу неряшливым и грязным. Родители должны отправить ребенка умыться. Но существует и другая возможность – ходить голодным до следующего приёма пищи.


42. Не просите супругу установить жесткую дисциплину. Используйте систему логических последствий. Ребенок должен испытать на себе последствия еще до того, как он успеет забыть о своём неправильном поведении.


43. Не скрывайте от ребенка свою любовь к нему. Будьте нежны к своему ребенку, говорите ему, как вы его любите. Но не «душите» своей любовью. Просто покажите пример, как правильно демонстрировать свою любовь.

44. Не совершайте при детях то, что не хотели бы, потом увидеть в их поведении. Большинство детей смотрят на своих родителей как на образец поведения. Не конфликтуйте при детях. Не употребляйте алкоголь. Не «ругайтесь.


45. Не кричите на ребенка. Крик – показатель того, что родители чего-то бояться. Проанализируйте причины своего крика. Это поможет его исключить из общения с ребенком. Дети кричат на родителей и других людей, если живут в постоянном крике.

(по Б.Б. Грюнвальд, и Г.В. Макаби)



Просмотров: 0